День, посвященный Ээкатлю, богу ветра в ацтекской мифологии, начинается с восхода солнца, когда жрецы Ээкатля проводят очистительные ритуалы для того, чтобы очистить храм и его окрестности, обеспечивая свободный путь невидимому присутствию бога. Люди собираются, одетые в одежды, украшенные перьями и символами птиц и бабочек – существ, связанных с воздухом, что отражает их связь с ветром.
Основная церемония проходит на открытом пространстве или на вершине холма, где чувствуется присутствие ветра, при этом жрецы исполняют сложные танцы и движения, имитирующие текучие и непредсказуемые паттерны ветра. Курительницы испускают дым копала – священной смолы, чей дым поднимается в воздух, несущий молитвы и просьбы людей к небесам. Музыканты играют на флейтах и свистульках, создавая звуки, напоминающие свист и вой ветра в ландшафте.
В качестве жертвоприношений на алтари Ээкатля приносят цветы, особенно те, которые привлекают колибри – посланников между мирами, и другие предметы, символизирующие воздух и движение, такие как перья и бумажные флаги. Эти жертвоприношения предназначены для умиротворения бога и обеспечения его благосклонности для хорошей погоды, способствующей опылению культур и рассеиванию семян.
Важной частью дня являются рассказы и учения, где старейшины делятся историями о мощи Ээкатля, его роли в создании мира и его влиянии на сезоны и погодные условия. Эти истории напоминают людям о их зависимости от природного мира и необходимости жить в гармонии с ним.
День заканчивается общим пиршеством, на котором делятся блюдами, включающими продукты, зависящие от ветра для опыления, такие как кукуруза и бобы, символизируя питание, предоставленное благодаря милости Ээкатля. День завершается размышлениями о важности баланса и уважения к элементам, под мягкое прикосновение вечернего бриза, ощутимое напоминание о вечном присутствии и благосклонности Ээкатля.